Время на прочтение: 4 минут(ы)

Притча Бесчестный судья

Индийская притча

Жила в Дели мусульманка по имени Фатима. Муж у неё давно умер, детей не было. Она устала от одиночества, мирская суета ей наскучила и решила она отправиться на богомолье в Мекку. Распродала вдова своё хозяйство и драгоценные украшения, а вырученные золотые монеты сложила в мешок, горловину завязала, камедью (густым и клейким соком некоторых растений, употребляемых как клей) запечатала и на неё свою печать поставила. В мешке было восемьсот мохуров. Решила Фатима отдать этот мешок на хранение честному правоверному мусульманину. Долго раздумывала она и, наконец, вспомнила про одного кази (мусульманского судью). Слыл он в Дели набожным и честным человеком. Фатима пришла к нему со своим золотом, сделала салам и сказала:

— Господин судья! Я хочу поехать на богомолье в Мекку, но есть у меня одно затруднение. Хочу попросить вашей помощи.

— Биби, какое такое у тебя дело, чем я, ничтожный, могу тебе помочь? Говори, не медли, — ответил кази.

— В этом мешке восемьсот мохуров, — стала объяснять Фатима. — Я хочу отдать их вам на хранение. Если умру в дороге — можете потратить деньги по своей воле, ну а коль вернусь жива и здорова, вы отдадите мне мешок в целости и сохранности.

Обрадовался кази и говорит:

— Всей душой рад я, ничтожный, помочь такой добродетельной и набожной женщине, как ты, биби. Оставляй спокойно всё, что захочешь.

Фатима отдала судье мешок и поехала на богомолье в Мекку. Была она женщина предусмотрительная и пометила все свои монеты особым знаком, да так, чтобы никто тот знак не заметил. Пока она добиралась до Мекки и путешествовала по святым местам, прошло пять лет. А кази тем временем задумал подлое дело — украсть золотые монеты. Он нашёл такой хитрый способ, что и золото забрал, и печати на мешке не тронул, — с виду всё осталось, как было.

Воротилась Фатима домой, пришла к кази. Он ей мешок отдал, вдова обрадовалась, поблагодарила кази и, довольная, пошла домой. Открыла — и в глазах у неё потемнело: вместо монет — там камни и куски меди! Схватила Фатима мешок, прибежала к кази и показывает, что внутри лежит.

— Биби! — ответил судья. — Я-то ведь не знал, что у тебя в мешке было. Каким ты мне его дала, таким и назад получила. Откуда мне знать, золото в нём или камни?

— Господин кази! — взмолилась вдова. — Здесь было всё моё добро, больше у меня нет ничего, и жить мне не на что. Сделайте милость, отдайте моё золото, пожалейте сироту — и зачтётся вам заслуга, да и я век за вас буду молиться. Сама я, своими руками, отсчитала восемьсот мохуров и положила в мешок. Если не хотите отдать всё, отдайте хоть половину. Весь город считает вас достойным человеком, люди вам верят. Негоже вам так обманывать слабую женщину.

Разозлился кази за такие слова, глаза выпучил и говорит:

— Хватит с меня! Замолчи сейчас же! Ещё хоть слово дурное мне скажешь — и плохо тебе будет. Прикуси язык, да уходи подобру-поздорову, не то я тебя вышвырну.

Несчастная вдова совсем растерялась и молча ушла. В душе у неё кипела обида на бесчестного судью. «Пойду к падишаху, — подумала женщина. — Иначе не заставить мошенника отдать золото». Пришла она к падишаху и рассказала свою историю. Акбар приказал позвать кази. Тот явился во дворец, и падишах спросил у него:

— Что ты можешь сказать о её золотых монетах?

— Милосердный государь! Как собралась она в паломничество, так вручила мне мешок, запечатанный камедью и печатью. По возвращении её, через пять лет, я отдал ей мешок в целости и сохранности. Не знал я, что у неё там — пыль или же священный пепел.

Падишах отпустил судью, но чувствует, что дело тут нечисто, и говорит Фатиме:

— Ты не беспокойся. Получишь свои деньги назад. А пока иди домой и жди.

Много дней подряд пропавшее золото не шло у падишаха из головы, ни о чём другом он и думать не мог. Однажды ночью он встал, взял ножницы и разрезал полог над своей кроватью, а сам потихоньку ушёл в другую комнату. Утром пришёл слуга-постельничий и стал убирать постель. Вдруг заметил он дырку в пологе, перепугался и позвал других слуг. Задрожали они все от страха, убоявшись гнева государева. Стали прилаживать полог так, чтобы дырку не было видно. Тут один старый бывалый слуга и посоветовал:

— Не так уж это страшно. Есть в городе один искусный штопальщик. Позовите его, и он так починит полог, что старого от нового не отличишь.

Так и сделали слуги. И впрямь, штопальщик очень ловко заделал дыру — даже не найти дырки. Пришёл падишах в опочивальню и стал искать на пологе дыру, но как ни смотрел — ни дыры, ни следов починки не нашёл. Наутро Акбар позвал постельничего и начал допрос. Слуга, бедняга, совсем сбился, не знал, как отвечать, чтобы не прогневить государя. Видит падишах, что у слуги от страха руки-ноги трясутся, и говорит:

— Чего ты боишься? Скажи мне правду, и я прощу тебя.

— Владыка мира! Вчера я убирал вашу постель, глянул невзначай на полог и так и замер, увидев на нём дыру! Совсем я покоя лишился, очень гнева вашего боялся. Созвал я всех слуг, и один старик посоветовал полог починить и штопальщика назвал. Я привёл сюда того мастера, и он заштопал полог. Вот и всё, больше ничего не было. Владыка мира! Коль я в чём оплошал, пожалейте меня, бедного, помилуйте!

— Приведи ко мне штопальщика, тогда я тебя помилую, — строго сказал падишах.

Слуга тотчас исполнил приказание. Падишах отослал слугу и спросил у штопальщика:

— Говори по правде, приходилось ли тебе когда-нибудь чинить мешок, запечатанный камедью?

— Приходилось, владыка мира! Это ведь моё ремесло. Года два-три назад один кази велел мне починить мешок.

— А что в том мешке было?

— Куски олова и меди, а ещё немного мела.

— Что дал тебе судья за труды?

— Два золотых мохура.

— Где же они? Можешь ты их показать?

— Покровитель бедных! Я могу показать только один золотой, другой я разменял и потратил.

— Ладно! Хватит и одного, живо неси его сюда.

И падишах велел позвать Фатиму и кази. Вскоре все трое пришли в дарбар. Увидел кази штопальщика и в лице переменился. Падишах заметил это и совсем потерял доверие к судье. Взял он у ремесленника золотую монету и подал её Фатиме:

— Погляди получше и скажи: есть на ней знак, которым ты свои монеты метила или нет?

Пригляделась Фатима, нашла свою метку и показала её падишаху. А он спросил штопальщика:

— Скажи-ка, миян, не этот ли мешок ты чинил когда-то?

— Этот, этот! — отозвался штопальщик.

— А в каком месте он был разрезан?

— Владыка мира! Приглядитесь повнимательней, и вы найдёте следы моих стежков, их почти и не видно.

Падишах повернулся к кази.

— Всё у тебя на глазах проверяется. Если ты с чем-то не согласен, говори!

Кази молчал, не знал, куда от стыда деваться, и глаз не подымал.

— Арестовать этого мошенника! — приказал падишах.

Бесчестного судью отвели в темницу. Дом его обыскали и нашли золотые монеты. Фатима их все по одной перебрала и показала свои метки. Имущество кази падишах забрал в казну, а вдове отдал её мохуры и напоследок сказал:

— Впредь будь поосторожней, не делай больше таких глупостей.

Штопальщику в награду за правдивость Акбар подарил пять золотых.

YouTube-канал «Искусствовед Ольга Д’Арт»

Абхазские притчи Ассирийские притчи Африканские притчи Библейские притчи Большие притчи Буддийские притчи Бурятские притчи Вайшнавские притчи Ведические притчи Восточные притчи Греческие притчи Даосские притчи Даосские притчи от Чжуан-цзы Дзэнские притчи Древние притчи Евангельские притчи Еврейские притчи Индийские притчи Исторические притчи Итальянские притчи Камбоджийские притчи Карельские притчи Китайские притчи Конфуцианские притчи Корейские притчи Короткие притчи Маленькие притчи Монгольские притчи Новые притчи Персидские притчи Поэзия Православные притчи Притчи Притчи Соломона Притчи для детей Притчи от Ошо Русские притчи Сербские притчи Современные притчи Сутра ста притч Таджикские притчи Тосты-притчи Хасидские притчи Христианские притчи Японские притчи

Share