Время на прочтение: 3 минут(ы)

Притча Шудра, практикующий аскезу

Ведическая притча

Однажды к воротам дворца Рамы пришёл пожилой брахман. На руках он держал тело своего сына. Обезумев от горя, брахман причитал:

— Сын мой! Дитя моё! Какой ужасный грех совершил я в прошлой жизни, чтобы заслужить смерть единственного сына? Ему не было и четырнадцати лет. Теперь его мать и я умрём от горя. В чём я виноват? Я ни разу не солгал и не причинил зла ни человеку, ни животному. Никогда ещё в царстве Рамы дети не умирали прежде своих родителей. Поэтому в смерти моего сына виноват Рама. Подобное происходит, когда царь пренебрегает своими обязанностями. О Рама, верни мне моего сына, иначе мы с женой покончим с собой у твоих ворот, и ты станешь повинен в убийстве брахмана. О царь, ты — потомок великого Икшваку. Неужели ты сможешь жить спокойно и счастливо, преследуемый мыслями о совершённом злодеянии?

Рама спешно созвал советников: Маркандею, Маудгалью, Кашьяпу, Катьяяну, Джабали, Гаутаму и Нараду. Удобно усадив мудрецов и выразив им почтение, Рамачандра рассказал о недовольстве пожилого брахмана.

Желая успокоить царя, Нарада молвил:

— О Рама, я поведаю тебе о причине смерти ребёнка. После этого поступай, как сочтёшь нужным. В Сатья-югу люди были духовно продвинуты и, совершая аскезы, обретали освобождение из материального рабства. В Золотой век все руководствовались принципами мудрости, и никто не умирал безвременно. Затем, с приходом Трета-юги, в обществе образовались четыре сословия. Кшатрии отличались такой же добродетельностью, что и брахманы, поэтому им тоже позволялось совершать аскезы. В Двапара-югу безбожие увеличится, появятся всевозможные отклонения, в результате чего вайшьи также получат право совершать аскезы. Однако шудрам это будет категорически запрещено. Позднее, в Кали-югу, совершать аскезы станут и шудры. В Железный век практически не будет квалифицированных брахманов, кшатриев и вайшьев. О Рама, шудра, практикующий аскезу в Трета-югу, совершает тяжкий грех. Так случилось, что в твоём царстве живёт один шудра, который совершает суровые аскезы. Он и есть причина смерти ребёнка. О царь, безбожие — злейший враг государства. Правитель, не наказывающий грешников, обрекает себя на адские страдания. Ты должен немедленно найти виновника и восстановить религиозные принципы. Тогда сын брахмана вернётся к жизни.

Довольный советом, Рама приказал Лакшману:

— Иди к воротам и скажи брахману, чтобы он поместил тело своего сына в чан с маслом.

После этого Рама мысленно призвал колесницу Пушпака. Поручив Айодхью заботам Лакшмана и Бхараты, он отправился на поиски преступника. Облетев западные территории, Рама направился на север, к Гималаям. Не найдя там никаких признаков безбожия, он стал осматривать восточные провинции и, в конце концов, оказался на юге. Там, рядом с высокой горой, возле большого озера, он заметил висящего вниз головой отшельника, который совершал суровую аскезу.

— Какой аскетизм, какая решимость! — воскликнул Рама. — Кто ты и к какому сословию принадлежишь? Я — Рама, сын Дашаратхи. Зачем ты совершаешь столь суровую аскезу? Быть может, ты хочешь вознестись в райское царство? Или ты преследуешь иную цель? Скажи, ты — брахман, доблестный кшатрий, вайшья или шудра?

— О достославный царь, — отвечал висящий вниз головой аскет, — меня зовут Шамбука. Я был рождён в семье шудры, но несмотря на это я совершаю аскезы, чтобы в следующей жизни родиться на планетах полубогов.

Не успел Шамбука произнести эти слова, как Рама обнажил свой меч и отсёк ему голову.

— Браво! Браво! — раздались возгласы с неба.

Полубоги стали осыпать Раму цветами. Довольные небожители предстали перед Рамачандрой и молвили:

— О Господь, ты оказал нам большую услугу. Благодаря тебе, этот шудра не сможет вознестись в райское царство, поправ религиозные принципы.

Почтительно сложив ладони, Рама отвечал тысячеокому Индре:

— О царь небес, если ты, действительно, доволен мной, пожалуйста, верни к жизни сына брахмана. Мальчик умер по моей вине, и я дал слово, что он оживёт. О лучший из полубогов, прошу тебя, исполни моё обещание.

— Дорогой Господь, — отвечал довольный Индра, — мальчик уже ожил. Он вернулся к жизни, как только голова шудры коснулась земли.

YouTube-канал «Искусствовед Ольга Д’Арт»

Абхазские притчи Ассирийские притчи Афганские притчи Африканские притчи Библейские притчи Бирманские притчи Большие притчи Буддийские притчи Бурятские притчи Вайшнавские притчи Ведические притчи Восточные притчи Греческие притчи Даосские притчи Даосские притчи от Чжуан-цзы Дзэнские притчи Евангельские притчи Еврейские притчи Индийские притчи Исторические притчи Итальянские притчи Казахские притчи Камбоджийские притчи Китайские притчи Конфуцианские притчи Корейские притчи Короткие притчи Маленькие притчи Монгольские притчи Новые притчи Персидские притчи Поэзия Православные притчи Притчи Притчи Соломона Притчи для детей Притчи от Ошо Русские притчи Современные притчи Сутра ста притч Таджикские притчи Тосты-притчи Хасидские притчи Христианские притчи Японские притчи

Share