Притча Бхарата
Ведическая притча
Великий Бхарата, внук Сваямбхувы Ману, был прославленным сыном прославленного отца — Ришабхи. Он был копией своего отца по нравственным и духовным добродетелям. Бхарата взошёл на трон, воцарившись в той части Джамбудвипы, которая по его имени стала называться Бхаратаварша (земля Бхараты, Индия). После долгих лет царствования он стал жить жизнью аскета. Он жил в обители на берегу реки Годавари, проводя время в чтении Гаятри-мантры и в медитации.
Однажды, после омовения, сидел он, погружённый в медитацию. В это время олениха, оторвавшаяся от своего стада, прыгнула в реку, чтобы освежиться и напиться воды. Вдруг из ближайшего леса раздался свирепый рёв льва. Смертельно напуганная этим рёвом, олениха прямо в реке родила детёныша, прыжком достигла другого берега и умерла.
Потрясённый этой сценой царь-отшельник исполнился жалостью к крошечному животному, с трудом державшемуся на поверхности воды. Он подобрал его и принёс в обитель. Он стал кормить его, ухаживать за ним, что с течением времени привело его к духовному упадку. В конце концов, Бхарата окончательно забросил свои аскетические бдения, посвящённые Богу, заменив их беспрестанным беспокойством за жизнь и безопасность оленёнка.
Через некоторое время Бхарата заболел. Умирая, он видел, что олень, уже выросший, плакал у его постели, как сын. Царь умер с мыслью о любимом животном. Следствием этого стало то, что он родился заново в теле оленя. Но он помнил события своей предыдущей жизни. Полный раскаяния из-за того, что отклонился от пути непривязанности, он держался в стороне от своих родичей-оленей. Будучи ещё совсем молодым, он вошёл в реку Годавари и принял смерть.
В следующей жизни он родился в благочестивой семье брахмана. Всё ещё помня несчастливый опыт двух прошлых жизней, он всячески сторонился людей и притворялся немым и слабоумным. Однако отец любил его и относился к нему как к нормальному ребёнку, и даже провёл его через обряд посвящения священным шнуром брахмана. Внезапно родители заболели и умерли. Сводные братья запугивали его и заставляли делать самую тяжёлую работу. Но Бхарату нисколько не обижало дурное обращение братьев и других людей. Он оставался настолько безучастным к этому, что его прозвали Джада Бхаратой (бесчувственным Бхаратой).
Однажды в лесу его схватил главарь разбойников и притащил в храм богини Кали для принесения в жертву. Когда всё было готово для жертвоприношения, разбойник, распевая заклинание, выхватил свой меч и готов был отсечь голову Бхарате, но внезапно появилась сама богиня, выбила меч из руки разбойника и отрубила ему голову. Но даже и тогда Бхарата остался безучастным.
На другой день царь Синду, Рахугана, направлялся в паланкине в обитель мудреца Капилы. Носильщики паланкина устали, и царь приказал слугам найти помощников. Их привлёк Бхарата — сильный и крепкий на вид. Ему велели стать одним из носильщиков.
Однако Бхарата двигался медленно, оступался, шёл неверным шагом. Несмотря на понукания, он продолжал нести паланкин, качаясь из стороны в сторону. Царь, рассерженный сильной тряской, принялся сердито упрекать Бхарату:
— Хоть ты живой, а всё равно, что мёртвый. На вид ты упитанный и сильный, значит, намеренно делаешь это. Я тебя за это накажу.
Бхарата нашёл уместным открыть рот и ответил:
— О, доблестный царь! Как это я, бестелесный дух, могу устать от какой-либо ноши? Ты назвал меня упитанным, но знай, что худоба, тучность, голод, жажда, страх, злоба и привязанность имеют отношение лишь к тем, кто отождествляет себя с этим телом, но вовсе не ко мне — чистому «Я». Ты сказал, что я всё равно, что мёртвый, труп. Но знай, что все мы — мертвецы. Только сила Божества заставляет нас двигаться.
Царь немедленно спустился с паланкина и, отбросив напыщенность и высокомерие, простёрся на земле перед Бхаратой.
— Я благодарю тебя за то, что ты открыл мне глаза, — сказал он.
Вот некоторые наставления святого мудреца Бхараты:
«Контролируйте свои чувства. Только это предохранит вас от привязанности к физическому плану. Не придавайте значения материальным удобствам и благам».
«Вам следует ослабить стремление к мирским вещам и мечтать о близости к Богу».
«Вы не сможете избежать последствий своих действий, несмотря на все духовные практики».
«Каково ваше сердце, таков и опыт».
«Каждый должен сам ковать свою судьбу».
Абхазские притчи Ассирийские притчи Афганские притчи Африканские притчи Библейские притчи Бирманские притчи Большие притчи Буддийские притчи Бурятские притчи Вайшнавские притчи Ведические притчи Восточные притчи Греческие притчи Даосские притчи Даосские притчи от Чжуан-цзы Дзэнские притчи Евангельские притчи Еврейские притчи Индийские притчи Исторические притчи Итальянские притчи Казахские притчи Камбоджийские притчи Китайские притчи Конфуцианские притчи Корейские притчи Короткие притчи Маленькие притчи Монгольские притчи Новые притчи Персидские притчи Поэзия Православные притчи Притчи Притчи Соломона Притчи для детей Притчи от Ошо Русские притчи Современные притчи Сутра ста притч Таджикские притчи Тосты-притчи Хасидские притчи Христианские притчи Японские притчи