Притча Пять проступков
Ведическая притча
Вьясампаяна был лучшим учеником мудреца Вьясы. Окончив учение, Вьясампаяна покинул учителя и основал собственную гурукулу (школу-ашрам). Древние гурукулу совсем не похожи на современные школы и интернаты. Дом гуру был своего рода общежитием, крышей для классных комнат служили густые кроны деревьев, а ученики вели себя как члены одной семьи. Они помогали гуру и его жене во всех домашних делах. Они радовались любой пище, которую им давали, и принимали её как прасад. Гуру были бескорыстны, чистосердечны и исполнены любви к своим ученикам. Они были заботливы и внимательны, но вместе с тем строго требовали от учеников соблюдения дисциплины и порядка. Гуру придавали огромное значение воспитанию истинно человеческих ценностей и применению их на практике.
Ваджнавалкья был лучшим учеником в гурукуле Вьясампаяны. Обладая острым умом и глубоким интеллектом, он усваивал уроки очень быстро. Он ревностно занимался практикой джапы (повторения мантр и имён Божьих) и медитацией, и это наделяло его большой силой. Вьясампаяна был чрезвычайно доволен этим учеником. Он очень часто хвалил его. С течением времени Ваджнавалкья стал эгоистом (ахамкара), что в свою очередь развило в нём равнодушие (алакшъям), невоспитанность (асабхайята), непослушание (авинайям), и, наконец, зависть (асуйю).
Вьясампаяна замечал постепенные перемены в поведении Ваджнавалкьи. Однажды он позвал к себе ученика и строго сказал ему:
— Ваджнавалкья, ты не достоин дальше оставаться в гурукуле и должен немедленно покинуть её, ибо ты взрастил в себе все пять пороков (аришта панчакас). Но прежде чем уйти, ты должен вернуть всё, чему научился у меня.
Ваджнавалкья осознал свои заблуждения и послушно исторгнул из себя все знания, полученные от своего гуру. Птицы тайттири склевали его «рвоту» и стали напевать Упанишаду. С тех пор эта Упанишада зовётся Тайттирийя.
Ваджнавалкья искренне раскаивался в своих грехах и искупал их тем, что отдался Суръяупасане (поклонению Солнцу). Довольный его суровым аскетизмом, бог Солнца явился перед ним в образе Ваджи (лошади) и сказал:
— Дитя моё, предать гуру или Бога — великий грех. Но что было, то было. Впредь будь осторожен. Я снова научу тебя Ведам.
Урок, который следует извлечь из этой истории, заключается в том, что ученик должен всячески ограждать себя от этих пяти пороков — равнодушия, невоспитанности, самости (эгоизма), непослушания и зависти.
Абхазские притчи Ассирийские притчи Африканские притчи Библейские притчи Большие притчи Буддийские притчи Бурятские притчи Вайшнавские притчи Ведические притчи Восточные притчи Греческие притчи Даосские притчи Даосские притчи от Чжуан-цзы Дзэнские притчи Древние притчи Евангельские притчи Еврейские притчи Индийские притчи Исторические притчи Итальянские притчи Камбоджийские притчи Карельские притчи Китайские притчи Конфуцианские притчи Корейские притчи Короткие притчи Маленькие притчи Монгольские притчи Новые притчи Персидские притчи Поэзия Православные притчи Притчи Притчи Соломона Притчи для детей Притчи от Ошо Русские притчи Сербские притчи Современные притчи Сутра ста притч Таджикские притчи Тосты-притчи Хасидские притчи Христианские притчи Японские притчи