Время на прочтение: 3 минут(ы)

Притча Три стадии

Вайшнавская притча

В одной деревне жил мальчик-пастушок. Он горячо верил в Бога. В свободное время он всегда ходил в деревенский храм послушать беседы пандита. Однажды пандит описывал прекрасный облик Бога Вишну:

— Он — темноликий, на лбу у него красивый белый знак, он летает на белом орле. Он — весь сострадание, он спешит явиться своему преданному и даже разделяет с ним трапезу, если угощение жертвуется со всей искренностью. Он большой любитель музыки и песен, в которых звучит преданность. Пением бхаджанов и молитвой можно завоевать его милость.

Пастушок с большим вниманием прислушивался к каждому слову в описании Бога. В его сердце это оставило неизгладимое впечатление. «Я должен увидеть Бога», — подумал он.

На обед он обычно ел рис с простоквашей. Он решил пожертвовать еду Богу. Вспомнив описание пандита, мальчик запел:

О, темноликий Бог! На лбу у тебя белый знак.
Ты летаешь на белом орле.
Спустись и раздели со мной
Простоквашу и рис.

Он спел эту песенку несколько раз, но ответа не было. Тогда пастушок решил не есть обед, если его не принимает Бог. Каждый день в течение недели он пел песни и жертвовал пищу. К концу недели он потерял все силы, так и не притронувшись к еде и питью. Он думал, что Бог не отвечает ему из-за каких-то его провинностей, а может быть, его песня была не так мелодична, чтобы растопить сердце Бога.

Однажды, когда он, как обычно, молился и пел, перед ним появился старый брахман. Юный пастух спросил его:

— Кто ты? Откуда ты пришёл?

Брахман ответил:

— Я — Нараяна. Я пришёл в ответ на твою молитву.

Пастушок посмотрел на него и сказал:

— Твой вид не соответствует прекрасному облику, описанному пандитом. Ты не можешь быть Нараяной.

Однако пастушку захотелось прояснить свои сомнения, и он попросил старого брахмана прийти на это же место на следующий день в 7 часов утра. Вечером мальчик побежал к пандиту, рассказал об этом случае и попросил, чтобы он пришёл вместе с ним к берегу реки. Пандит накричал на него:

— Я ещё не сошёл с ума, чтобы глядеть на человека, назвавшего себя Нараяной.

Пастух, упав к его ногам, заплакал и сказал, что умрёт, если тот откажется сопровождать его. Тогда пандит согласился, и новость распространилась по всей деревне.

На следующий день в 7 утра пандит, пастушок и жители деревни пришли на берег реки. Пастух внезапно указал куда-то вдаль и сказал:

— Вот идёт старый брахман, который приходил вчера.

Ни пандит, ни деревенские жители никого не увидели.

— О ком ты говоришь? — спросили они.

— Здесь никого нет. Ты специально втянул нас в эту историю, чтобы сделать из нас дураков! И ты будешь за это наказан!

И они принялись его бить. Пастух рассердился на брахмана:

— Ты виноват в моей беде, погоди, я проучу тебя! — и он ударил старца по щеке.

В то же мгновение на месте брахмана оказался темноликий Бог Вишну во всём своём великолепии — в жёлтом одеянии, с чарующей улыбкой, сверкая драгоценностями, сидел он на своём белом орле. Простодушный пастушок стал танцевать от радости и петь:

О, темноликий Бог, летящий на белом орле!
Ты спустился сюда из сострадания ко мне!

И тут с небес спустилась колесница. Бог пригласил пастушка взойти на неё. После чего и Бог, и преданный исчезли из виду. Учёный пандит и жители деревни только тогда поняли, что лишь искренней устремлённостью к Богу можно завоевать его милость.

Эта история иллюстрирует три стадии на пути постижения Бога. У юного пастуха была великая вера. Но если человек обладает только верой, этого недостаточно. Должно быть ещё сильное желание познать Бога. Мальчик слышал, как пандит описывал Бога и его любовь к преданным. Это есть первая стадия, джъятум — создание понятия о Боге с помощью писаний или гуру. Следующая стадия — непреодолимое стремление увидеть Бога. Оно, в конце концов, будет вознаграждено видением — драштум. Недостаточно просто увидеть Бога в любой форме. Преданный должен узреть Бога в том образе, в котором он мечтал его увидеть. Пастушку это видение и было даровано. Однако и это ещё не конечная стадия. Великим финалом является правештум — слияние с Богом.

(Бхактъя твананъяя шакъя
ахам эвам-видхо’рджуна)
джъятум драштум ча таттвена
правештум ча парамтапа
Лишь благодаря чистой, неизменной преданности
Можно воистину познать меня, о, Арджуна.
Созерцать и слиться со мной, сильнорукий.

Бхагавад Гита, 11.54

YouTube-канал «Искусствовед Ольга Д’Арт»

Абхазские притчи Ассирийские притчи Африканские притчи Библейские притчи Большие притчи Буддийские притчи Бурятские притчи Вайшнавские притчи Ведические притчи Восточные притчи Греческие притчи Даосские притчи Даосские притчи от Чжуан-цзы Дзэнские притчи Древние притчи Евангельские притчи Еврейские притчи Индийские притчи Исторические притчи Итальянские притчи Камбоджийские притчи Карельские притчи Китайские притчи Конфуцианские притчи Корейские притчи Короткие притчи Маленькие притчи Монгольские притчи Новые притчи Персидские притчи Поэзия Православные притчи Притчи Притчи Соломона Притчи для детей Притчи от Ошо Русские притчи Сербские притчи Современные притчи Сутра ста притч Таджикские притчи Тосты-притчи Хасидские притчи Христианские притчи Японские притчи

Share