Притча Вызывать раздражение
Суфийская притча
Суфийский мастер Аджнаби сказал:
— Напиши мулле Фирозу и сообщи ему, что у меня нет времени на переписку, и вообще мне нечего ответить на его письмо.
Амини, ученик мастера, спросил:
— Вы намерены разозлить его этим письмом?
Аджнаби ответил:
— Его задело кое-что из написанного мною. Это раздражение и побудило его написать мне. Некоторые отрывки в моих писаниях как раз и рассчитаны на то, чтобы раздражать ему подобных.
— Это письмо больше разозлит его, не так ли? — спросил Амини.
— Разумеется. Когда он разозлился на написанное, сам он своего раздражения не наблюдал, что входило в мои намерения. Думая, что наблюдает меня, на самом деле, он просто был во власти раздражения. Теперь я пишу так, чтобы снова вызвать в нём раздражение, и чтобы теперь он сам увидел это своё раздражение. Конечная цель в том, чтобы человек осознал: моя работа есть зеркало, в котором он видит самого себя.
Амини сказал:
— Обычно люди считают злонамеренными тех, кто вызывает гнев у окружающих.
Аджнаби ответил:
— Ребёнок может посчитать злонамеренным взрослого, который пытается вытащить у него занозу из пальца. Разве это основание, чтобы помешать ребёнку взрослеть?
Тогда Амини сказал:
— Ну а если ребёнок затаит обиду на взрослого, который вытащил у него занозу?
Аджнаби ответил:
— На самом деле, против такого человека ребёнок не затаит глубокой обиды, потому как что-то в нём всё равно будет знать истину.
Амини спросил:
— А что произойдёт, если человек никогда не осознает себя и будет думать, что другими людьми во всех их проявлениях движут сугубо личные эмоции?
— Если он никогда не узнает себя, то не важно, что он будет думать о других, в любом случае, он окажется не в состоянии по-настоящему оценить, каковы другие люди на самом деле, — ответил Аджнаби.
Амини снова спросил:
— А разве нельзя было вместо того, чтобы опять гневить его, просто объяснить, что ваши писания специально предназначены вызывать в нём такую реакцию и предложить ему рассмотреть свои чувства?
Аджнаби ответил:
— Разумеется, можно, но это ни к чему не приведёт. Скорее всего, это привело бы к противоположному результату. Если вы станете объяснять человеку свои подлинные мотивы, то он вообразит, будто объяснение есть не более чем попытка объясняющего самооправдаться, что, в свою очередь, вызовет в нём чувства, вредные только для него самого. Таким образом, пускаясь в объяснения, вы только навредите.
Абхазские притчи Армянские притчи Ассирийские притчи Афганские притчи Африканские притчи Библейские притчи Бирманские притчи Большие притчи Буддийские притчи Бурятские притчи Вайшнавские притчи Ведические притчи Восточные притчи Греческие притчи Даосские притчи Даосские притчи от Чжуан-цзы Деловые притчи Деловые притчи о Пути торговли Деловые притчи от Сергея Занина Дзэнские притчи Евангельские притчи Еврейские притчи Ингушские притчи Индийские притчи Исторические притчи Китайские притчи Конфуцианские притчи Короткие притчи Маленькие притчи Новые притчи Персидские притчи Поэзия Православные притчи Притчи Притчи Соломона Притчи для детей Притчи от Ошо Русские притчи Современные притчи Сутра ста притч Суфийские притчи Тосты-притчи Хасидские притчи Христианские притчи Эзотерические притчи